Сетрак Торосян

Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

12 августа армянская молодежная организация Нор Серунд, совместно с Армянской Апостольской Церковью Санкт-Петербурга, организовали и провели праздник «Успение Пресвятой Богородицы».

Праздник Успения Пресвятой Богородицы или праздник освящения винограда, посвященный уходу из жизни Богородицы, отмечается начиная с V века.  Говоря об уходе Богородицы из жизни употребляется слово «успение» (усыпание, сон), чем подтверждается необычность, таинственность и величие события.  Это один из пяти главных праздников Армянской Апостольской Церкви.

Согласно преданию, Св. Дева после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме, под попечением Евангелиста Иоанна. Около 12 лет Богоматерь посещала могилу своего любимого Сына и непрерывно молилась. Во время одного из этих посещений ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее успении на небеса. Богородица донесла эту весть своим родственникам и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании. Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее Доме. Св. Дева завещала апостолу Иоанну отслужить Св. Литургию, чтобы в последний раз принять Св. Причастие. Пока апостолы плакали, Иоанн взял доску, отдал Богородице и попросил, чтобы та запечатлела на ней свой образ.

Св. Апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно Св. Мовсесу Хоренци, первый просветитель Армении принес ее в Армению и поместил в местности, называемой Дарбноц (кузница) в губернии Андзевацьяц, где в дальнейшем в честь Богоматери были основаны церковь и женский монастырь.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы уходит корнями в дохристианский период и во многом связан с праздником Навасарда (армянский Новый год), когда люди, направляясь в храмы, несли с собой пучки пшеницы для выражения благодарности богини урожая Анаит, что символизировало начало сбора урожая.

Августовский праздник Пресвятой Богородицы во многом унаследовал эти явления, и освящение первого урожая винограда является продолжением традиции подношений и жертвоприношений даров растительного происхождения той силе, которая покровительствует урожаю.

После литургии в день Успения Богородицы в армянских церквях совершается обряд благословления винограда, который отнюдь не совмещен с праздником. Благословление винограда, созревающего в данную пору, всего лишь приурочено к Успению. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его благословление совмещалось с праздником преображения Господня.

По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм. В этот день освящается виноград, а также весь урожай. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага.

В Армении принято считать, что виноград можно есть только после освящения урожая в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Из освященного винограда делают вино, которое люди хранят до следующего праздника Успения как знак сохранения изобилия.

12 августа в 11:00 празднование Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге началось с литургии в Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) на Невском пр. 40/42
В 13:30 программа продолжилась освящением винограда. Священнослужители  читали соответствующие фрагменты из Библии, благословляли лозу, после чего плоды были розданы прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.

Далее праздник продолжился живой музыкой, национальными песнями и танцами!

setrak • 20.08.2012


Previous Post

Next Post

Добавить комментарий